Термин ар-деко используют для описания дизайнерских тенденций, которые были популярны на Западе в 20-40 гг. прошлого века. Датой зарождения этого стиля считается 1925 год, когда в Париже прошла крупная выставка декоративного искусства. На ней были представлены промышленные изделия, мебель, архитектура и другие объекты, в оформлении которых использовались качественно новые подходы.
Стиль ар-деко родился во времена модернизации, когда новые и свежие идеи проникали во все сферы общественной жизни. Люди желали по-новому взглянуть в том числе на декоративное искусство. Эту возможность предоставил стиль ар-деко с его четкими геометрическими формами и свежими идеями, выросшими под влиянием таких прогрессивных течений как неоклассицизм, кубизм, футуризм.
Ар-деко и модернизм
Ар-деко развивался параллельно с другим авангардным стилем – модернизмом. Эти два направления переосмыслили художественное наследие прошлых эпох и наполнили дизайн новым звучанием. Модерн и ар-деко делали акцент на изысканности в оформлении простых вещей. Но несмотря общую схожесть эти два стиля характеризовал абсолютно разный художественный почерк.
Если модерну больше присущи тянущиеся линии, абстрактная геометрия, плавные изгибы и вдохновенность природными мотивами, то в ар-деко используют совершенно другие художественные приемы. Здесь в приоритете строгая ломаная линия, конкретная геометрия, симметрия и лаконичность. Если в модерне повсеместно используют растительные мотивы, то в ар-деко скульптурные и орнаментальные изображения животных.
Принципиальные отличия имеет и цветовая палитра этих двух стилей. В модерне предпочтение отдается светлым тонам, прежде всего всевозможным оттенкам кремового; реже используют мягкий серый, сдержанный голубой и фиолетовый. Для ар-деко в приоритете интенсивные цвета – белый в сочетании с черным, зеленый, синий. Здесь активно задействуют яркие красные вкрапления, золотую отделку, сверкающую инкрустацию.
Художественная ковка в стиле ар-деко
Стиль ар-деко позволил по-новому взглянуть и на художественные достоинства металла. Кованые изделия начали активно использовать не только для обустройства экстерьера дома и уличного пространства, но и внутри помещений. В ХХ веке стиль ар-деко вернул в интерьеры художественную ковку: металлическая мебель, элементы освещения, скульптура, – все это объединялось в единое декоративное целое.
На волне популярности нового стиля ручные технологии не могли удовлетворить большой спрос на кованые изделия. Литье стало менее дорогостоящим вариантом для массового производства. Более активно начали использовать и декоративные покрытия. Отличительной особенностью отделки металла в стиле ар-деко является ограниченный набор фактур. Это либо патинированная бронза, либо темные матовые поверхности; впрочем, в некоторых случаях в пространство интерьера удачно вписываются металлические изделия со светлой глянцевой фактурой.
Кованая мебель выдержана в геометрическом стиле и имеет симметричный орнамент. Ар-деко активно использует такие материалы как дерево, стекло, камень. Все они как нельзя лучше сочетаются с фактурой кованого металла, что позволяет использовать его в большом количестве. Массивные деревянные двери с изящными коваными вставками, столы со стеклянной столешницей, металлические люстры и бра, железные скульптуры, – все это является традиционными элементами интерьера в стиле ар-деко.
Кованая мебель как нельзя лучше вписывается в общую концепцию этого стиля. Она выглядит богато и монументально, но при этом благодаря своей визуальной легкости не перегружает пространство интерьера. Прямоугольные спинки железных стульев, прямая геометрия лестничных перил, ломаные линии металлических светильников, массивные рамы для зеркал – все эти атрибуты задают фирменное звучание интерьера в стиле ар-деко.
В оформлении экстерьера частного домовладения традиционно используют кованые козырьки, решетки на окна, изящные балконные ограждения. Лаконичные геометрические формы и общая эстетика ар-деко как нельзя лучше подходит для оформления зданий. Металл органично сочетается с кирпичной фактурой и преображает внешний вид всей постройки.