Под композицией понимают искусство создания единого целого из разных частей. Этот организующий принцип является основой любой дизайнерской задумки. Оформление сада — не исключение. Правилам композиции подчиняется как вся территория, так и отдельные ее зоны. В этой статье мы поговорим о базовых принципах грамотного обустройства придомового ландшафта и том, какое место в этом вопросе отведено изделиям из кованого металла.
Визуальная доминанта садовой композиции
Центр композиции — это не обязательно объект, расположенный посередине. Прежде всего это та визуальная доминанта, которая выглядит максимально выразительно и первой притягивает взгляд. Центр композиции — это далеко не всегда крупный объект: он может быть небольшим, но выделяться нетривиальной фактурой, броским цветом, оригинальной формой. В качестве таких элементов могут выступать интересные садовые постройки, большие деревья, альпийские горки и т.д. Визуальной доминанте необязательно располагаться в центре, она может быть смещена на периферию участка, и это не помешает ей организовывать вокруг себя пространство.
В некоторых садах такой центр уже присутствует: это может быть размашистое дерево, обустроенная зона барбекю, тенистая пергола и т.д. Там же, где нет такой композиционной основы, ее создают искусственно. Самый простой и универсальный с эстетической точки зрения вариант — это использование конструкций из кованого металла. Лучше всего с этой функцией справляются ажурные беседки, высокие декоративные арки, увитые зеленью кованые перголы. Они становятся ландшафтными доминантами, вокруг которых организовано садовое пространство.
Элементы соподчинения в композиции
Любая художественная композиция — это грамотная работа с визуальным центром и подчиняющимися элементами. Определившись с доминантой, ваша задача разобраться с деталями соподчинения. В их роли могут выступать самые разные объекты на участке, но главное требование к ним — это наличие чего-то общего с композиционным центром. Они могут иметь одинаковый цвет, отделку, быть сделанными из одного материала или повторять общую идею. Элементы соподчинения обычно меньше центральной доминанты, но при этом они должны оставаться заметными. В зависимости от размеров сада для создания цельной и завершенной композиции достаточно трех-пяти таких объектов.
Например, если композиционным стержнем сада выступает металлическая беседка, то ее органично дополнят декоративный мостик, шпалера и несколько кованых цветочниц. Расположив эти объекты в разных частях сада, но так, чтобы они оставались заметными из любой точки, они объединят всю территорию в стилистически единое пространство.
Работа с элементами заполнения
Как логично следует из названия, речь идет о тех элементах, которые заполняют пространство между центром и объектами соподчинения. Это могут быть детали самого разного происхождения: зеленые насаждения, флористические ансамбли, малые архитектурные формы и т.д. Они заполняют собой оставшееся пространство сада и являются как бы посредниками между главными составляющими композиции. К элементам заполнения выдвигают несколько требований. Они не должны зрительно «подавлять» ландшафтные доминанты, также важно, чтобы они логично продолжали общую стилистическую идею, а их фактура выгодно взаимодействовала с основными объектами композиции. Во всем остальном — доступна полная свобода дизайнерских экспериментов.
Элементом заполнения может быть сухой ручей из камней, через который переброшен кованый мостик. Сочетание металла и камня создаст выгодную игру фактур. Извилистые садовые дорожки, обрамленные невысоким кустарником или декоративным заборчиком, также отлично решат задачу заполнения. При их закладке можно прибегнуть к одной хитрости: сделав тропинку с расширением в начале и в конце, вы визуально увеличите границы небольшого сада.
Пропорциональность ландшафтной композиции
Гармония в саду достигается не только за счет грамотного обращения с тремя элементами композиции — центром, объектами соподчинения и заполнением — но и благодаря визуальной сбалансированности всего пространства. Краеугольный камень уравновешенного ландшафта — это соблюдение правильных пропорций. Причем речь идет не только о соразмерном проектировании отдельных зон сада, но и соответствии участка размерам дома.
Элементы в различных зонах сада должны быть соразмерны между собой. Например, большую беседку лучше обрамить высоким кустарником, чтобы зрительно уравновесить громоздкую конструкцию. Просторную территорию уместнее обустроить парковыми лавками, а не скромными скамейками; в зоне барбекю вместо обычного мангала лучше установить высокий мангал с крышей. При таком соразмерном оформлении общая композиция уравновешивается. Если же в саду нет правильных пропорций, в ландшафте пропадает гармония и общий дизайн выглядит несбалансированным.
По аналогичному принципу обустраивают и небольшие сады. В условиях ограниченного пространства эта задача несколько усложняется, но и у владельцев таких участков остается немало возможностей для стилистических экспериментов. О том, как при помощи простых ландшафтных хитростей расширить границы сада — мы рассказывали в одной из статей.
Переход между домом и садом
Сад всегда находится в визуальной связке с жилой постройкой. Дом — главный организующий объект всей территории, поэтому создание гармоничной композиции невозможно без учета его особенностей. Связь дома и сада включает два важных аспекта. Во-первых, это уже упомянутая соразмерность. Все объекты в саду и планировка зеленой зоны должны соответствовать пропорциями дома. Небольшой дачный домик будет нелепо смотреться вместе с огромной парковой беседкой или в окружении больших деревьев. Точно так нелогично будет выглядеть большой коттедж с непомерно маленькой зеленой зоной.
Второй важный момент при создании связи дома с садом — это организация естественного перехода между двумя зонами. Для этого в постройке должны быть предусмотрены переходные элементы, которые будут плавно раскрывать идею сада. Функцию такого промежуточного звена могут выполнять настенные шпалеры, украшенные цветами, вазоны, настенные цветочницы и т.д. Но лучше всего, если это будет примыкающая к дому терраса. В отдельной статье, посвященной данной теме, мы уже говорили, что терраса во многом уникальный архитектурный элемент, который считается и частью дома и сада одновременно. Ее используют не только как функциональную пристройку, но и своеобразное связующее звено между архитектурной и садовой зонами.