Сложно отрицать тот факт, что кованые вывески – наиболее изящный и выразительный вид рекламы. Кроме того, это первые рекламные носители, придуманные европейской цивилизацией. Как и много веков назад, такие изделия продолжают выполнять две основные функции: быть средством информирования и являться фасадным украшением.
Именно сегодня ценность кованых вывесок как никогда высока. Они эффектно выделяются на фоне одинаковых ситилайтов, рекламных стендов и безликих баннеров, которыми перегружены городские улицы. Кованые вывески являются действенным маркетинговым инструментом и, несомненно, выразительным архитектурным украшением, преображающим внешний вид всего здания.
Появление кованых вывесок
Первые кованые вывески появились в Средневековой Европе в XII веке, т.е. порядка 900 лет назад. Это были цеховые знаки отличий различных гильдий ремесленников: стекольщиков, кузнецов, пекарей и представителей других профессий. Кованые вывески на фасадах зданий помогали жителям, не умеющим читать, отыскать нужную лавку или мастера, выполняя таким образом функции информационного навигатора.
Разместить над своим заведением такой знак мог только представитель цеховой гильдии. Столь жесткие условия помогали местным ремесленникам избавиться от пришлых конкурентов. Каждый цех обладал своей эмблемой, в которой была отражена суть конкретного профессионального сообщества. В большинстве случаев на знаках изображался набор инструментов, реже образ святого, выступавшего покровителем определенного ремесла. Аналогичный символ присутствовал на клейме, которым мастер отмечал свою продукцию.
Цеховые эмблемы на средневековых вывесках
Одной из самых важных и всегда востребованных вывесок в средневековом городе было выкованное солнце – знак таверны. Начищенный до зеркального блеска металлический диск ярко светил на солнце и также хорошо давал отражения при свете луны. Таким образом отыскать стратегически важное заведение можно было как днем, так и ночью.
Вполне понятно и без лишней недосказанности выглядел знак гильдии виноделов. Чаша и виноградная лоза красноречиво свидетельствовали об особенностях профессии представителей этого цеха. Еще один хорошо узнаваемый символ – это знак средневековых аптекарей. Чаша и змея до сих пор остаются распространенной медицинской эмблемой.
Эмблема с ягненком являлась типичным знаком гильдии мясников.
Кованая вывеска с изображение щетки – эмблема цеха трубочистов. В Средневековье их услуги пользовались большим спросом. Отдавая дань традициям прошлого, современные земли Германии до сих пор разделены на несколько тысяч трубочистных округов.
Эмблема, которая сходу не вызывает однозначных ассоциаций, – это знак стекольщиков. Они одни из немногих кто делал свои кованые вывески с витражными элементами. Небольшие стеклышки скреплялись полосками свинца, образовывая витражную раму.
Брецель – калач, широко распространенный в южных регионах Германии – был традиционным символом местных пекарей. По легенде, этот крендель придумал провинившийся повар. Чтобы быть прощенным своим правителем, ему было дано задание испечь хлеб, сквозь который можно три раза увидеть солнце.
Конечно, это далеко не полный перечень цеховых вывесок распространенных в Западной Европе, а лишь малая часть. Тем не менее, они наглядно иллюстрируют особенности этого декоративно-прикладного искусства.
Современные кованые вывески
Традиции прошлого не перестают вдохновлять нынешних кузнецов. Мотивы средневековых цеховых знаков часто используют в дизайне современной наружной рекламы. Сама же конструкция кованых вывесок спустя столетия не претерпела особых изменений. Классическое изделие состоит из двух элементов – самой вывески и декоративного кронштейна.
В большинстве случаев вывеску подвешивают на цепи. Реже ее делают монолитной, сваривая вместе с кронштейном в единую конструкцию. Особенно выгодно такая наружная реклама смотрится в дополнении с фасадной иллюминацией. Широкие возможности современного декорирования позволяют создавать состаренные фактуры, имитировать многолетнюю патину и надежно защищать металлическое изделие от коррозии.
Кованая вывеска была и остается эффективным рекламным инструментом. Она всегда выделяется в общем потоке наружной рекламы, ассоциируется с надежностью, первой формирует имидж заведения и внушает потенциальному клиенту заочное доверие. Модные тенденции в сфере производства рекламных носителей не успевают сменять друг друга, в то время как кованые изделия всегда сохраняют свою актуальность.