В настоящее время возрождается интерес к кузнечному делу, в частности к художественной ковке. Обеспеченные люди стремятся использовать в оформлении своих домов и комнат кованые изделия самого разного назначения. Так что же такое ковка? Ковка – один из древнейших способов обработки металла. Развитие художественной ковки началось с кельтов, решивших украсить поверхность посуды, оружия и других предметов обихода. До нас дошли богато изукрашенные кубки, оружие и доспехи, относящиеся к III тысячелетию до н.э.
История российского кузнечного искусства восходит к временам Киевской Руси. Уже тогда русские кузнецы славились своими коваными изделиями. Наибольшего расцвета кузнечное мастерство достигло в XV– XVII веках. Работы тех мастеров отличает богатая фантазия, непередаваемая красота и изящество изготовленных кованых изделий. Некоторыми из них мы можем любоваться не только в музее, но и на улицах Санкт-Петербурга – это знаменитые ограды и балконные решетки.
В XVII–XVIII столетии с ковкой начинает соперничать техника чугунного литья. Однако ковка еще остается популярной до конца XIX века. Ажурные решетки украшают окна, арки; кованая ограда и ворота устанавливаются в домах и парках. Развитие технологий в XX веке привело к замене многих элементов работы. В ковке устанавливается стиль минимализма. Этому способствуют появление сварных конструкций, штамповочных и прокатных производств. Несмотря на облегчение и замену ручного труда, кованые изделия по-прежнему отличает надежность, прочность, индивидуальность и изящество.
Типы ковки и инструменты
Ковка бывает двух типов: горячая и холодная. Холодную чаще используют ювелиры при изготовлении драгоценностей, а горячую применяют при изготовлении мебели, архитектурных и декоративных элементов.
Кованые изделия в основном изготавливают из стали, меди, железа и латуни. Перед началом ковки металл разогревают, чаще всего используя для этого открытый горн. Сам процесс ковки проводят на разных наковальнях: безрогих, одно- или двурогих. Художественная ковка требует множества не только общепринятых, но и специальных инструментов, которыми кузнец должен владеть в совершенстве.
Помимо горна и наковальни, кузнецы используют кувалду, ручники, специальные и серийные клещи, а также бородки, зубила, скругленные молотки, подбойки, обжимки, оправки, подсечки, шпераки и наконечники. Применяют правильные, формовальные, пробойные и гвоздильные плиты. При холодной обработке металла используются инструменты для чеканки, зернения, рифления и разгонки. А при выполнении более тонких и изящных работ – разнообразные шаберы, напильники, штампы и резцы.
Наиболее интересные работы получаются с максимальным использованием именно ручного труда.
Процесс изготовления
Независимо от вида изготавливаемого изделия, сначала делают его рисунок в натуральную величину, так называемый «картон». Исходя из рисунка, мастер изготавливает для отдельных элементов «кондукторы» – специальные приспособления, повторяющие пластику деталей. С их помощью потом делают оковку детали. Для некоторых частей возможно изготовление штампов (например, однообразные объемные элементы – листья и т.д.).
Так изготавливается каждая отдельная деталь, которая потом обрабатывается вручную.
Для обеспечения сохранности изделия его монтируют, используя пайку, сварку и клепку. Затем поверхность очищают, делают грунтовку и покраску. Чаще всего при этом используют два вида технологии: нанесение грунта и применение краски-грунта или двухкомпонентного состава. Проще и удобнее применять краску-грунт.
Украшение кованых изделий
Одним из удивительно красивых способов украшения кованых предметов является заполнение специально сделанных углублений (выемок) цветной эмалью. Эта техника украшения известна на Руси еще с домонгольского периода времени. Сейчас технологию использования эмали в основном применяют при создании витражей, декоративной отделке кованых решеток и абажуров.
На изделии делают выемки, используя один из подходящих методов: резку штихелем, вырубку зубилом, высверливание, выфрезеровку, чеканку или травление кислотой. Для прозрачных эмалей дно выемок гладко зачищают и шлифуют до зеркального отражения света. Если эмаль непрозрачна, то дно оставляют шероховатым. Для перегородчатой эмали ко дну припаивают в качестве стенок вальцованные из скани или проволоки узкие металлические ленточки.
Чтобы приготовить эмаль для эмалировки, ее дробят до порошкообразного состояния в стеклянной или каменной ступе. Размер гранул порошка должен быть одинаковым, лишнюю пыль вымывают с помощью воды. Порошок эмали смешивают с водой и узким шпателем кладут на углубление. По возможности обжиг производят сразу после наложения эмали. Для удаления излишка воды изделию дают просохнуть, пока порошок не высохнет. Затем изделие переносят в электропечь и обжигают при температуре +600° – +800 °С. Если используется открытое пламя, то изделие прогревают с обратной стороны. Когда поверхность эмали станет гладкой и покраснеет, изделие вынимают, производят осмотр и остужают. Потом шлифуют и моют. На следующий день эмаль промывают и кладут еще раз в печь, чтобы устранить шероховатости после шлифовки. Если необходимо, изделие отбеливают слабым раствором серной кислоты, квасом или соком клюквы.
Цветные стекла и оконную эмаль используют в кованых изделиях с просветами: фонари, абажуры, оконные решетки и т.д. Для этого мокрой эмалевой массой заполняют просветы, сушат и обжигают. Сплавившаяся с металлом эмаль становится прозрачным стеклом.
Помимо украшения кованых изделий, эмаль широко использовали для поделочных и драгоценных камней. Чаще всего такими камнями украшали шлемы, доспехи, холодное оружие, разнообразные шкатулки и сундуки.
Применение кованой мебели в интерьере придаст дому законченность и неповторимую индивидуальность, а изысканная вязь металлического кружева будет радовать ваш взор и вызывать восхищение у окружающих.
Уважаемые посетители сайта Артизан-ковка! Ознакомиться с другими статьями о художественной ковке, ландшафтном дизайне и дизайнерских решениях интерьера Вы можете в разделе Статьи.