До XVIII века, термин «слесарь» и «мастер по металлу», охватывает все профессии и производства, так или иначе связанные с металлом, в том числе, применяемые в строительстве. Таким образом, деятельность слесаря Римской Империи не ограничивалось производством ключей, замков и сейфов, поскольку ему также было поручено изготовление решеток для окон, металлических деталей, предназначенных для укрепления и украшения самых престижных зданий.
Штангенциркули, угольники, скобы, шпильки, штифты – из железа или бронзы, фиксирующие камни фундамента и укрепляющие конструкции зданий: сотрудничество кузнецов, слесарей, дополняли работу строителей и плотников.
Кузнечное ремесло в Средние века
Во время средневековья, как и в других профессиях, мастера по металлу постепенно создавали свою структуру, получая более узкую специализацию. Большая семья «специалистов по металлу» была разделена на три основные категории: маршалов, изготовителей ножей и клинков и слесарей. В XIII веке, маршалы-кузнецы создали свою корпорацию и объединились в нее. Объединение просуществовало вплоть до XVIII века. К кузнецам присоединились и слесари в начале XV века. Объединение устанавливало свои правила, согласно которым регулировалось рабочее время и расписание работы для всех рабочих и ремесленников. Точно также детально регламентировались условия обучения: мастер принимал и поселял в своем доме учеников. Как правило, обучение длилось в течение нескольких лет. Это были один или два подмастерья, которых мастер считал членами своей семьи и передавал им все свои профессиональные секреты.
Средневековый трудовой кодекс и профсоюзы
Правила, регламентирующие работу как кузнецов, так и ремесленников других профессий, ставли хорошо известными благодаря Книге ремесел, которую парижский настоятель Этьен Буало составил в 1268 году. Выполнение всех этих правил, контролировалось специальным жюри, члены которого были обязаны регулярно посещать ремесленные мастерские и лавки. В случае нарушения законов, у ремесленника могли быть конфискованы (или даже уничтожены) объекты его имущества, либо наложен штраф. Слесари, которые производили поддельные ключи или запрещенные предметы могли понести в том числе телесные наказания. Серьезность наказания определялась тяжестью правонарушения: в случае, если слесарь ставил свои профессиональные навыки на обслуживание преступного сообщества, он мог быть даже приговорен к смертной казни. Тело, оставляли на виселице в качестве примера для населения, сопроводив поучительной надписью.
В Париже, в конце XIII века насчитывается 85 кузнецов, 34 маршала, 27 мастеров и слесарей. Главный патрон помимо общего руководства, выполнял функцию посредника между работниками и Маршаллом короля, которому было необходимо выплачивать ежегодный налог в день Пятидесятницы: налог так и называли: «железо короля».
Начиная с 1382 года, необходимым условием для получения звания мастера-кузнеца стало создание шедевра, состоящего из замка и ключа к нему с орнаментом и фигурами.
Мастера данной профессиии были очень хорошо организованы и солидарны между собой. По аналогии с современными профсоюзами, ими был создан общий фонд взаимной помощи для семей коллег в случае болезни, старости или смерти.
Начиная с эпохи средневековья у кузнецов появляется свой покровитель: Святой Покровитель Элои Нуайон. Этот ювелир и чеканщик монет, известный своей абсолютной неподкупностью, жил в VII веке и стал министром Финансов во время правления Дагобера I.
Немного о шедеврах Средних веков из кованого металла
Самые красивые произведения из металла, которые дошли до нас из средневекового периода были выполнены для церквей и соборов: решетки, фурнитура, замки, украшенные скорее строгими повторяющимися изображениями. Деревянная мебель практически не сохранилась, за исключением мебельных замков и кованой обивки для сундуков.
В области строительства, кованые детали применялись для укрепления фундаментов зданий, путем скрепления каменных блоков между собой. Метод применялся при строительстве наиболее престижных объектов, как, например, соборов: в Сент-Шапель в Париже или Амьенский собор, структура которых и деревянные конструкции усилены металлическими деталями.
Кем была создана художественная ковка для собора Парижской Богоматери?
Ковка Нотр-Дам де Пари считается одной из самой впечатляющей до такой степени, что даже появились легенды о ее создании.
Деревянные боковые двери собора почти полностью покрыты сетью металлической вязи и орнаментами из железа (рисунки и целые картины). Создание этого произведения кузнечного мастерства приписывается кузнецу Biscornet… или, скорее, дьяволу.
В действительности, легенда гласит, что из-за огромных масштабов работы, непосильной для простого смертного, молодой Biscornet предложил дьяволу свою душу в обмен на создание дверей. Выполненные сварные швы, кованые элементы от Biscornet настолько многочисленны и так хорошо обработаны, что вызывает изумление их качество и не представляется возможным определить их количество. Одно время даже существовало предположения, что орнаменты выполнены путем литья, а не ковки.
Две боковые двери были роскошно декорированы коваными элементами, в то время как центральная дверь напротив алтаря осталась без украшений. Это послужило подтверждением той части легенды, которая гласила, что двери были созданы нечистой силой: дьявол не мог бы поместить перед самым священным местом храма свое создание. Поэтому этот вход получил название “врата дьявола”, так как казалось, что они прямо отталкивают любые попытки прикрепить к ней «дьявольскую ковку».
И только в XIX веке, вмешательство мастера-кузнеца Пьера Буланже в 1867 году, прервало очарование красивой легенды в ходе восстановительных работ, проведенных Viollet-le-Duc. Чтобы найти технику, использованную кузнецом Biscornet при создании декоративных элементов для боковых дверей собора, Пьер Буланже работает в течение 12 лет. Ему удается выполнить необходимые 10 фрагментов декоративной художественной ковки, для которых он использует 500 кг железа. Гордый своим техническим мастерством и смелостью, кузнец подписал свое имя на задней панели дверей, в доказательство, что это произведение человека, а не дьявола!